ПЛАН-ГРАФИК РАБОТ по проведению оценки воздействия на окружающую среду объекта «Путепровод на км 272,865 автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин»

  1. Сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и реализации

Основанием для разработки обоснования инвестиций в возведение объекта является:

  • Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2021 – 2025 годы, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь №271 от 29.04.2022.
  • Задание на разработку обоснования инвестиций в реконструкцию объекта Путепровод на км 272,865 автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин», утвержденным генеральным директором РУП «Гомельавтодор» 07.06.2022, согласованным первым заместителем Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 15.06.2022

Реконструируемый путепровод расположен на границе Житковичского и Петриковского районов Гомельской области на км 272,865 автомобильной дороги М–10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин (рисунок 1).

Путепровод и подходы к нему расположены на прямолинейном участке.

Категория подходов III, существующий габарит путепровода Г 9,19+2х0,85 схема 3х14,06 м, длина – 42,2 м.

Год строительства путепровода и подходов 1970. После ввода в эксплуатацию по путепроводу капитальные и текущие ремонты не проводились (данные отсутствуют). В 2013 году был выполнен текущий ремонт подходов, путем устройства тонкослойного покрытия.

Конструкция дорожной одежды подходов представлена слоем асфальтобетона толщиной 4 см, цементобетона толщиной 20 см.

Ширина существующего земляного полотна на подходах составляет от 14 до 16 м, высота насыпи до 8,5 м.

Путепровод и подходы обслуживает ДЭУ–48 г.Житковичи РУП «Гомельавтодор».

Рисунок 1

На основании материалов обследования существующего путепровода, выполненного ГП «БелдорНИИ», материалов инженерно-геодезических и геологических изысканий выполненных ГП «Белгипродор», а также в соответствии с письмом ГПУ «Национальный парк Припятский» предусматривается реконструкция существующего путепровода путем его полной разборки и устройство на его месте нового искусственного сооружения (биоперехода).

С учетом перспективной интенсивности движения на 20 летнюю перспективу (2045 год) составляющую 2297 авт./сутки габарит сооружения поверху и категория подходов приняты как для дорог III категории.

Альтернативная вариантная проработка планируемой деятельности по реконструкции объекта будет включать следующие основные подходы:

  1. «Нулевая» (или базовая) альтернатива: с учетом развития событий при условии отказа от реализации планируемых решений по возведению объекта;
  2. «Проектная» альтернатива: с учетом развития событий при условии реализации планируемых решений по возведению объекта.

Поскольку планируется реконструкция существующего объекта без изменение его местоположения, альтернативные варианты размещения планируемой деятельности не рассматриваются.

В рамках разработки «Проектной» альтернативы планируются следующие технические варианты реализации планируемой деятельности:

Вариант 1. Проектируемое искусственное сооружение (биопереход для диких животных) – малый однопролетный железобетонный балочный путепровод на опорах устоях габаритом Г10, схема 1х18,0 м, длина сооружения 36,0 м (рисунок 2). Фундамент свайный. Биопереход устраивается на прямой с уклоном 5‰, сопряжение с существующими подходами выполняется вертикальными кривыми радиусами в направлении Гомеля 15000 м в направлении Бреста 10000 м. Для осуществления транзитного движения автотранспорта на период выполнения работ по разборке существующего сооружения и устройство нового биоперехода предусматривается устройство объездной дороги, слева по ходу километража, по параметрам IV категории, протяженностью 0,708 км с покрытием капитального типа.

Вариант 2. Проектируемое искусственное сооружение (биопереход) – малый  однопролетный железобетонный балочный путепровод на опорах устоях габаритом Г10, схема 1х28,0 м, длина сооружения 28,85 м (рисунок 3). Фундамент свайный. Сооружение устраивается на прямой с уклоном 5‰, сопряжение с существующими подходами выполняется вертикальными кривыми радиусами в направлении Гомеля 15000 м в направлении Бреста 10000 м.

Для осуществления транзитного движения автотранспорта на период выполнения работ по разборке существующего сооружения и устройство нового биоперехода предусматривается устройство объездной дороги, слева по ходу километража, по параметрам IV категории, протяженностью 0,708 км с покрытием капитального типа.

С учетом рассмотренных вариантов приоритетным для дальнейшего проектирования рассматривается  Варианту2.

Схемы альтернативных вариантов реализации планируемой деятельности представлены на рисунках 2-3

 

  1. Схемы альтернативных реализации планируемой деятельности

Вариант 1

Рисунок 2

Вариант 2

Рисунок 3

 

 

 

  1. Сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для ОВОС

При проведении ОВОС планируется использование следующих методов и методик, утвержденных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, в т.ч.:

  • ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах» с учетом изменений №1, №2 и №3.
  • ТКП 17.13-05-2012 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический контроль и мониторинг. Качество воздуха. Правила расчета фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные наблюдения.
  • Унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы «Эколог». Программный комплекс входит в перечень действующих программных средств для расчета загрязнения атмосферы, рекомендованных к применению Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  • ТКП 17.02-08-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки отчета».
  • ГОСТ 329365-2014 «Дороги общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока».
  • Гигиенический норматив содержания загрязняющих химических веществ в атмосферном воздухе, обладающих эффектом суммации, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 30.03.2015 №33.
  • Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности атмосферного воздуха», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2021 №37.
  • Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности почвы», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2021 №37.

Для оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и разработки рекомендаций по предотвращению и минимизации последствий воздействия на окружающую среду будут использованы материалы градостроительной документации; результаты мониторинга Белорусского дорожного научно-исследовательского института «БелдорНИИ»; Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам»; социально-гигиенического мониторинга, проводимого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

  1. Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия

4.1. Атмосферный воздух

4.1.1. Согласно анализу многолетних результатов мониторинга качества атмосферного воздуха по данным стационарных наблюдений Государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды», уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории Гомельской области характеризуется как допустимый [1].

4.1.2. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных и стационарных источников в Республике Беларусь, начиная с 2012 года, характеризуется тенденцией к снижению, причем основной удельный вес в структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух занимают выбросы от мобильных источников.

4.1.3. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Гомельской области с 2016 года характеризуется устойчивой тенденцией к снижению. В 2020 году общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и мобильных источников на территории Гомельской области составил 175,4 тыс. тонн, что на 8,2 тыс. тонн меньше по сравнению с 2019 годом [2].

4.1.4. Для затрагиваемых планируемой реконструкцией административных единиц в период с 2014 года по 2020 годы характерно незначительное колебание выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников с тенденцией к снижению, максимальные объемы выбросов характерны для 2017 года, с последующим уменьшением к 2020.  Суммарно объемы выбросов от стационарных источников рассматриваемых районов не превышают 5,5% в областном объеме выбросов, на 2020 год доля Житковичского района 2,35%, Петриковского района 1,17% от областного объема [2].

4.1.5. По информации филиала «Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» расчетные значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе района размещения объекта не превышают установленные нормативы.

4.1.6. В ходе осуществления государственного санитарного надзора в течение 2020 года проводились исследования атмосферного воздуха в городских и сельских населенных пунктах Гомельской области. По данным исследований лабораторий учреждений государственного санитарного надзора, превышения гигиенических нормативов содержания химических веществ в пробах атмосферного воздуха на территории населенных мест были зарегистрированы в единичных случаях [3].

4.2. Радиационная обстановка

4.2.1. По данным контроля, осуществляемого на сети радиационного мониторинга Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, радиационная обстановка на территории Гомельской области характеризуется как стабильная, мощность дозы (МД) гамма-излучения соответствует установившимся многолетним значениям [1].

4.2.2. Мощность дозы (МД) гамма-излучения в районе размещения объекта (г.Житковичи) во втором квартале 2022 г. 0,10-0,11 мкЗв/ч, что соответствует многолетним значениям [11].

4.2.3. По информации учреждения «Беллесозащита» на территории на территории Петриковского лесхоза зоны радиоактивного загрязнения отсутствуют, на территории Житковичского лесхоза (118 тыс. га) лишь 7,1 тыс. га подвержены радиоактивному загрязнению, однако в районе размещения объекта загрязнение отсутствует [9].

4.3. Поверхностные воды

4.3.1. Согласно гидрологическому районированию Республики Беларусь, район размещения объекта расположен на территории VI – Припятскому гидрологическому району (подрайон а), густота речной сети составляет 0,38 км/км2 [8].

4.3.2. Естественные водные объекты в радиусе 1000 м от объекта отсутствуют. Ближайший водоток, р.Бобрик, удален от проектируемого объекта на расстояние более 4 км в северо-восточном направлении [6].

4.3.3. Проектируемый объект расположен вне прибрежных полос и водоохранных зон водных объектов.

4.3.4. Существующее состояние поверхностных вод бассейна реки Припять, в бассейне которой находится объект определено по данным Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь [4]. Согласно результатам мониторинга поверхностных вод, среднегодовые концентрации органических веществ (по БПК5) в воде водных объектов бассейна р.Припять составили 1,18-3,00 мгО2/дм3.

4.3.5. Содержание компонентов основного солевого состава в воде р.Припять сравнимо с прошлым годом и находилось в следующих пределах: гидрокарбонат-иона: 167-199 мг/дм3, сульфат-иона: 25,6-42,4 мг/дм3, хлорид-иона: 16,1-21,7 мг/дм3 , кальция: 74,9-87 мг/дм3, магния: 7,4-8,8 мг/дм3.

4.3.6. Отмечено снижения концентрации фосфат-иона в воде р. Припять. Среднегодовые значения не превышают норматива качества воды. Наибольшее количество нитрит-иона (0,019 мгN/дм3), как и в 2020 г.

4.3.7. Среднегодовые концентрации аммоний-иона в воде реки свидетельствует о снижении нагрузки, максимальное содержание данного показателя (0,17 мгN/дм3) отмечено в воде реки ниже г. Пинск в декабре 2021, минимальное (0,04 мгN/дм3).

4.3.8. Случаев превышения норматива качества воды (0,05 мг/дм3) по нефтепродуктам в воде р.Припять не отмечалось. Содержание СПАВ анионоактивных за исследуемый период в воде реки не превышало норматив качества воды. Состояние (статус) по гидрохимическим показателям оценивается как отличное.

4.3.9. Солевой состав воды притоков р. Припять в 2021 г. сравним со значениями 2020 г. и выражался следующими концентрациями: гидрокарбонат-иона – 54,9-229 мг/дм3 , кальция: 22-95 мг/дм3 , магния: 2,7-22 мг/дм3 , сульфат-иона: 6,3-63,9 мг/дм3 , хлорид-иона: менее 10-42,3 мг/дм3.

4.3.10. Вода притоков р.Припять характеризовалась как нейтральная и слабощелочная (рН=6,5-8,3). Содержание растворенного кислорода в воде притоков был на уровне 2020 г. и фиксировалось в диапазоне от 3,4 мгО2/дм3 до 12,6 мгО2/дм3. Дефицит растворенного кислорода фиксировался в воде р.Ясельда ниже г.Береза, р.Птичь, р.Ореса, р.Случь, р.Доколька, р.Льва. Присутствие органических веществ (по БПК5) в течение года характеризовалось существенными колебаниями концентраций – от 1,5 мгО2/дм3 в воде р. Льва до 9,8 мгО2/дм3 (1,6 ПДК) в воде р.Ясельда ниже г.Береза. Среднегодовое содержание органических веществ (по ХПКCr) изменялось от 23 мгО2/дм3 до 60,07 мгО2/дм3 (2 ПДК). Содержание нефтепродуктов и СПАВ анионоактивных в воде притоков р.Припять не превышало нормативы качества воды.

4.3.11. Состояние (статус) притоков Припяти по гидрохимическим показателям оценивается как: отличное, реки Ясельда (н.п. Сенин), р.Пина (выше г. Пинск), р.Бобрик, р.Случь, р.Уборть (н.п. Милошевичи, н.п. Краснобережье), р.Птичь, р.Иппа, р.Ореса, р.Цна, р.Стырь, р.Ствига, р.Словечно, р.Льва; хорошее (р.Ясельда выше г.Береза, р.Горынь выше и ниже р.п. Речица, р.Доколька, канал Днепровско-Бугкский, р.Морочь, р.Свиновод, р.Чертень); удовлетворительное (р.Ясельда ниже г.Береза). В 2021 г. состояние р.Морочь по гидрохимическим показателям улучшилось с удовлетворительного на хорошее [4].

4.4. Подземные воды

4.4.1. Территория планируемого размещения объекта относится к Припятскому гидрогеологическому бассейну [5].

4.4.2. В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь в бассейне реки Припять, к которому относится район размещения объекта, регулярно проводятся наблюдения по гидрохимическим показателям подземных вод.

4.4.3. Анализ качества подземных вод (макрокомпоненты). Качество подземных вод в бассейне р.Припять в основном соответствует установленным нормам. Значительных изменений по химическому составу подземных вод не выявлено. Величина водородного показателя в 2021 г. составила от 6,1 до 7,74 ед., из чего следует, что воды бассейна в основном нейтральные. Показатель общей жесткости в среднем составил 1,03 ммоль/дм3, что свидетельствует о распространении мягких по жесткости подземных вод в бассейне р.Припять [4].

4.4.4 Грунтовые воды бассейна р.Припять в основном гидрокарбонатные магниево-кальциевые. Содержание сухого остатка в грунтовых водах скважины 238,0 мг/дм3, хлоридов: 35,1 мг/дм3, сульфатов: 17,3 мг/дм3, нитритов: 0,09 мг/дм3. Катионный состав вод составляет: натрий: 8,3 мг/дм3, калий: 2,9 мг/дм3, кальций: 36,3 мг/дм3, магний: 7,8 мг/дм3, аммоний-ион: менее 0,1 мг/дм3 [4].

4.4.5 Артезианские воды бассейна р.Припять по химическому составу, главным образом, гидрокарбонатные магниево-кальциевые и гидрокарбонатные кальциевые. Содержание сухого остатка по бассейну изменялось в пределах 52,0-74,0 мг/дм3, хлоридов: 2,7-7,1 мг/дм3, сульфатов: 2,0-6,2 мг/дм3, нитратов: 0,1-1,7 мг/дм3, натрия: 1,8-5,8 мг/дм3, магния: 1,0-2,0 мг/дм3, кальция: 6,5-14,1 мг/дм3, калия: 0,5-2,5 мг/дм3, аммоний-иона: 0,1-0,1 мг/дм3 [4].

4.4.6. Артезианские воды в пределах бассейна р.Припять в 2021 г. находились на отметках от 0,77 м выше поверхности земли до глубины 6,93 м. Сезонный режим уровней артезианских вод в большинстве скважин, также как и в грунтовых водах, характеризуется весенним подъемом уровней, в основном в мае. Далее весенний подъем сменился летне-осенним спадом до августа-сентября, после чего следует незначительный осенний подъем уровней. Минимальный уровень артезианских вод отмечается, в основном, в августе-сентябре месяце. В общем, по сравнению с 2020 г., в 2021 г. уровень артезианских вод на территории бассейна р.Припять повысился: от 0,04 м до 0,63 м. Годовые амплитуды колебаний уровней артезианских вод за отчетный период 2021 г. составили от 0,07 м до 1,38 м [4].

4.4.7. По данным электронного ресурса «Геопортал земельно-информационной системы Республики Беларусь» районе размещения проектируемого объекта отсутствуют артезианские скважины [6].

4.4.8. По информации Государственного учреждения «Житковичский районный центр гигиены и эпидемиологии» источники питьевого водоснабжения и зоны планировочных и иных ограничений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения отсутствуют в радиусе 1000 м на территории Житковичского района – отсутствуют.

4.5. Почвенный покров

4.5.1. В соответствии с почвенно-географическим районированием проектируемый объект находится на границе двух почвенных округов (юго-западный и юго-восточный) южной (полесской) почвенной провинции и соответственно двух почвенных районов (подрайонов): Любанско-Светлогорско-Калинковичскому подрайону дерново-подзолистых песчаных и торфяно-болотных почв Любанско-Светлогорско-Калинковичско-Ельскому району дерново-подзолистых заболоченных песчаных, супесчаных и торфяно-болотных почв Юго-Восточного округа и Ганцевичско-Лунинецко-Житковичскому подрайону торфяно-болотных и дерново-подзолистых заболоченных песчаных почв Ганцевичско-Лунинецко-Малоритско-Столинско-Пинскому району торфяно-болотных и песчаных заболоченных почв Юго-Западного округа Южной (Полесской) провинции [5].

4.5.2. Баллы плодородия и кадастровой оценки для Житковичского района несколько выше среднеобластного показателя, в то время как для Петриковского района характерна обратная ситуация. В тоже время, проектируемый объект располагается вне сельскохозяйственных земель [11].

4.5.3. Согласно предварительным данным, в районе размещения объекта скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, отсутствуют.

4.6. Ландшафты

4.6.1. Согласно ландшафтному районированию Республики Беларусь, район размещения возводимого объекта расположен в пределах подзоны суббореальных лесов, Полесской провинции озерно-аллювиальных, болотных и вторичных водно-ледниковых ландшафтов с сосновыми, широколиственно-сосновыми и дубовыми лесами на дерново-подзолистых, часто заболоченных почвах, болотами, в пределах одного ландшафтного района:
Житковичско-Василевичский плосковолнистых озерно-аллювиальных ландшафтов с широколиственно-сосновыми, сосновыми  лесами, болотами [5,13].

4.6.2. Проектируемый объект проходит по антропогенно преобразованным территориям, преимущественно лесохозяйственной деятельностью. В целом, рассматриваемая территория испытала антропогенное воздействие в наименьшей для страны степени. Согласно районированию природно-антропогенных ландшафтов (ПАЛ) рассматриваемая территория относится к Полесской провинции сельскохозяйственно-лесных и лесных ПАЛ в границах одного района – Наровлянско-Житковичский лесохозяйственных и заповедных аллювиальных террасированных ландшафтов [13].

4.7. Особо охраняемые природные территории. Национальная экологическая сеть

4.7.1. Согласно информации ГПУ «Национальный парк Припятский», Житковичская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, Петриковская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды а также электронному ресурсу Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь, в радиусе 2-х км от проектируемого объекта отсутствуют: зарегистрированные места обитания (произрастания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения, типичные и (или) редкие природные ландшафты и биотопы, переданные под охрану.

4.7.2. Возводимый объект расположен вне элементов национальной экологической сети, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь №108 от 13.03.2018. Ближайший элемент сети – коридор CR9 (Бобрик) удален от проектируемого объекта на расстояние более 4 км к северо-востоку [17].

4.8. Растительный и животный мир

4.8.1. Растительность изучаемой территории относится к Центральнополесскому району Полесско-Приднепровского геоботанического округа подзоны широколиственно-хвойных лесов [5].

4.8.2. Растительность исследуемой территории в непосредственной близости от проектируемого объекта представлена лесным, рудеральным, болотным, прибрежно-водным типами.

4.8.3. Рудеральная растительность получила распространение на обочинах автомобильной дороги, откосах насыпи дороги и у ее основания, а также в районе конусов существующего путепровода.

Лесная растительность непосредственно примыкает к насыпи существующей автодороги и представлена преимущественно черноольшанниками, дубравами, грабняками, сосняками, березняками, осинниками, встречаются островные ельники.

Сообщества болотных растений формируются в условиях периодического и постоянного затопления на болотных низинных торфянисто(торфяно)-глеевых, аллювиальных дерново-глеевых, аллювиальных болотных иловато-перегнойно(торфянисто)-глеевых и иловато-торфяных почвах, имеют значительно распространение в районе размещения объекта и чередуются с участками лесной растительности.

4.8.4. По зоогеографическому районированию рассматриваемый регион относится к центральнополесскому району [5].

4.8.5. Согласно карте-схеме основных миграционных коридоров копытных животных на территории Беларуси, разработанной ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» в рамках проекта «Разработка схемы основных миграционных коридоров модельных видов диких животных на территории Республики Беларусь 2013-2015» при финансировании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, и рекомендованной для использования в работе организаций, осуществляющих разработку проектной документации (письмо Минприроды РБ от 02.11.2016 №10-9/2931-вн), проектируемый объект находится в пределах ядра концентрации GM8.

4.8.6. Через территорию Гомельской области пролегает Полесский миграционный коридор водоплавающих птиц, однако в непосредственной близости от объект отсутствуют условия для крупных скоплений водно-болотных птиц.

4.8.7. Согласно схеме проблемных участков автомобильных дорог республики с высокой интенсивностью хода земноводных мигрантов, разработанной специалистами ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» в рамках ГНТП «Природные ресурсы и окружающая среда» (подпрограмма «Природные ресурсы и их комплексное использование») в районе проектируемого объекта места массовой гибели земноводных и миграционные коридоры не зафиксированы. Высокая насыпь дороги и свободный проход под путепроводом не создают условий для миграции через полотно автодороги. В период проведения полевых работ были отмечены факты одиночных случаев гибели земноводных за границами работ по объекту.

4.9. Объекты историко-культурного наследия и археологические памятники

4.9.1. Суммарно в Житковичском и Петриковском районе начитывается 75 объектов, которым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 №578 придан статус историко-культурной ценности в районе размещения объекта. В радиусе 5 км (и более) от проектируемого объекта отсутствуют объекты, которым придан статус историко-культурной ценности.

4.10. Социально-экономические и иные условия

Медико-демографическая ситуация

4.10.1. Демографическая ситуация в Гомельской области отражает ситуацию, характерную для всей республики: продолжается снижение численности населения, преимущественно за счет сельского населения и населения старше трудоспособного возраста. Возрастная структура населения соответствует регрессивному типу с преобладанием удельного веса населения старше трудоспособного возраста над удельным весом населения моложе трудоспособного, сохраняется высокий уровень демографической старости.

4.10.2. По данным Главного статистического управления Гомельской области численность населения области на начало 2022 г. составила 1 357,9 тыс. человек (по сравнению с 2021 годом уменьшилась на 17,4 тыс. человек). Городское население Гомельской области составляет 77,4% общей численности населения. В общей структуре населения области удельный вес женского населения составил 53,8%, мужского – 46,2%. Коэффициент соотношения между полами находится на уровне 1:1,16 [16].

4.10.3. По сравнению с началом 2020 года сокращение численности населения отмечено на всех административных территориях Гомельской области. Житковичский и Петриковский районы, на территории которых находится проектируемый объект, характеризуются значительными темпами снижения населения [16].

4.10.4. По данным обращаемости за медицинской помощью, показатель общей заболеваемости всего населения Гомельской области в 2020 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 5,68% и составил 1640,20 на 1000 населения (в 2019 году – 1551,93 на 1000 населения), что ниже, чем в среднем по республике (1707,68 на 1000 населения, в 2019 году – 1686,5 на 1000 населения).

4.10.5. Показатель первичной заболеваемости всего населения Гомельской области в 2020 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 8,94% и составил 838,57 на 1000 населения (в 2019 году – 769,69 на 1000 населения), что ниже, чем в среднем по республике – 884,99 на 1000 населения (в 2019 году – 827,69 на 1000 населения).

4.10.6. В 2020 году по сравнению с 2019 годом отмечено снижение показателя общей и первичной заболеваемости детского населения в возрасте 0-14 лет (на 8,14% и 10,17% соответственно), и рост показателя общей и первичной заболеваемости населения в возрасте 15 лет и старше (на 9,77% и 20,92% соответственно).

4.10.7. Изменение динамики показателя общей и первичной заболеваемости всего населения за 2011–2020 годы практически отсутствует (среднегодовой темп прироста равен 0,15% и -0,15% соответственно). Показатели общей и первичной заболеваемости детского (0-14 лет) и взрослого (старше 15 лет) населения также характеризовались стабильной тенденцией, однако для детского населения динамика показателей более выражена (среднегодовой темп прироста равен -0,76% и -0,76% соответственно), чем для взрослого (0,34%  и -0,12%).

4.10.8. В структуре общей заболеваемости всего населения Гомельской области в 2020 году преобладают болезни органов дыхания (28,32%), болезни системы кровообращения (14,60%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (6,60%), болезни глаза и его придаточного аппарата (6,30%), инфекционные и паразитарные болезни (6,30%), болезни эндокринной системы (6,02%).

4.10.9. В структуре первичной заболеваемости всего населения ведущие места принадлежат болезням органов дыхания (50,57%), инфекционным и паразитарным болезням (10,90%), травмам, отравлениям и некоторым другим последствиям воздействия внешних причин (6,85%) [10].

Экономические условия

4.10.14. Возводимый объект расположен в границах двух административных районов Гомельской области: Житковичского и Петриковского. Ближайший населенный пункт от проектируемого объекта расположен более чем в 2-х км к югу – н.п.Старушки Житковичского района.

4.10.15. В соответствии со Схемой комплексной территориальной организации Гомельской области, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2016 №13 [17], Аграрно-промышленный Житковичский район, отнесен к четвертой оценочной группе, обладает довольно низким социально-экономическим потенциалом и имеет в своем составе единичные предприятия регионального значения. В районе ведущую роль в экономике играют предприятия региональной специализации таких отраслей, как производство продуктов питания.

4.10.16. Петриковский район согласно Схеме отнесен к пятой оценочной группе, с низким социально-экономическим потенциалом, с отдельными предприятиями национального и регионального значения. Для них характерно значительное сокращение численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока. Промышленность и строительство представлены довольно ограниченными по составу комплексами районного значения.

4.10.17. В состав Житковичского района входят административный центр района город Житковичи, город Туров и 102 сельских населенных пункта административно разделенных на Туровский городской и 12 сельских советов: Вересницкий, Ричевский, Озеранский, Переровский, Руднянский, Морохоровский, Дяковичский, Червоненский, Люденевичский, Юркевичский, Ленинский и Милевичский. По состоянию на 01.01.2021 в районе проживает 34479 человек, в том числе городское население – 18855, сельское – 15624 человека.

В состав района входят административный центр района город Житковичи, город Туров и 102 сельских населенных пункта административно разделенных на Туровский городской и 12 сельских советов: Вересницкий, Ричевский, Озеранский, Переровский, Руднянский, Морохоровский, Дяковичский, Червоненский, Люденевичский, Юркевичский, Ленинский и Милевичский. По состоянию на 01.01.2021 в районе проживает 34479 человек, в том числе городское население – 18855, сельское – 15624 человека [15,16,18].

4.10.18. В состав Петриковского района входят административный центр района город Петриков и 120 населенных пунктов, административно разделенных на 16 сельских советов: Бабуничский, Голубицкий, Грабовский, Комаровичский, Копаткевичский, Копцевичский, Колковский, Конковичский, Лучицкий, Лясковичский, Муляровский, Мышанский, Новоселковский, Петриковский, Птичский, Челющевичский. По состоянию на 01.01.2021 в районе проживает 26987 человек, в том числе городское население – 12852, сельское – 14135 человек [19].

Основной специализацией сельского хозяйства Петриковского района является мясо-молочное животноводство и выращивание зерновых. В состав агропромышленного комплекса района входят: 5 открытых акционерных обществ, 4 коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятия и 1 унитарное предприятие.

Промышленность Петриковского района представлена следующими предприятиями: КПУП«Петриковский райжилкомхоз», Петриковское рудоуправление ОАО «Беларуськалий», ГЛХУ «Петриковский лесхоз», ЭЛОХ «Лясковичи» [15,16,19]

  1. Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия

Комплексная оценка потенциального воздействия альтернативных вариантов размещения и реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия будут представлены в отчете об ОВОС.

Возможные воздействия объекта планируемой деятельности на окружающую среду будут связаны с проведением строительных работ и с эксплуатационными воздействиями – функционированием объекта как инженерного сооружения, действием передвижных источников воздействия (автомобильного транспорта).

Воздействия, связанные со строительными работами, носят временный характер. Эксплуатационные воздействия будут проявляться в течение периода эксплуатации объекта.

Скрининговая оценка потенциального воздействия планируемой деятельности на компоненты окружающей среды показала, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха при реализации планируемой деятельности в период строительства будут являться: эксплуатация дорожно-строительной техники и транспортных средств при проведении земляных работ, монтаже конструкций и устройстве дорожной одежды, при перевозке строительных материалов и т.д.

Большинство из указанных видов воздействий являются незначительными, проблема воздействия может быть решена в период реализации проекта посредством осуществления природоохранных мероприятий по их предотвращению и минимизации.

Основным источником загрязнения атмосферы при эксплуатации автомобильной дороги является движущийся автотранспорт. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу, в основном, связано с выбросами отработавших газов автомобилей.

Учитывая данные мониторинга существующего уровня загрязнения атмосферы, ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе возведения объекта будут находиться в пределах установленных гигиенических нормативов.

Основными возможными воздействиями строительства и эксплуатации объекта на земли и почвенный покров могут являться: изменение структуры землепользования в результате отвода земель, изменение динамических нагрузок на грунты, загрязнение почвенного покрова.

Содержание валовых форм тяжелых металлов в почве на территории, прилегающей к возводимому объекту, может ожидаться несколько выше фоновых показателей, но не превысит их допустимые концентрации.

Согласно законодательству об охране и использовании вод [21], при проектировании объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения и засорения, а также предупреждение вредного воздействия на водные объекты; применение наилучших доступных технических методов; предотвращение чрезвычайных ситуаций; предотвращение подтопления, заболачивания, эрозии почв.

Воздействия на водные объекты в период проведения строительных работ не ожидается.

При строительстве объекта определенным изменениям могут подвергаться природные растительные сообщества в результате прямого воздействия при выполнении подготовительных и строительных работ. В целях уменьшения негативного воздействия на растительные сообщества удаление объектов растительного мира будет принято в минимально возможном объеме.

Удаление объектов растительного мира будет производиться строго в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Республики Беларусь [22].

На территории планируемой деятельности места произрастания растений и обитания животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, на этапе ИЭИ не идентифицированы.

С флористической и фаунистической точек зрения планируемая деятельность по возведению объекта будет вполне допустима и не будет противоречить сохранению биоразнообразия данной территории.

Планируемое возведение объекта окажет положительное влияние на социальную среду. Реализация планируемой деятельности окажет положительное влияние на систему современных экономических и социальных отношений.

  1. Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий

С целью минимизации потенциального неблагоприятного воздействия объекта на окружающую среду в документации будет предусмотрен комплекс мероприятий в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Дополнительных мероприятий по предотвращению или снижению потенциальных неблагоприятных воздействий на атмосферный воздух на период эксплуатации объекта не планируется, так как ожидаемые уровни загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта не превысят установленные нормативы.

На период строительства объекта должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению безопасных условий труда работающих и минимизации воздействия выбросов и уровней физических воздействий на прилегающую территорию.

Для предотвращения загрязнения водных объектов в период строительства объекта должен быть предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, в т.ч. включающий строгое соблюдение границ территории, отводимой для возведения объекта.

С целью минимизации возможного неблагоприятного воздействия проектируемого объекта на поверхностные и подземные воды, должны быть предусмотрены мероприятия в соответствии с требованиями Водного кодекса Республики Беларусь от 30.04.2014 №149-З, Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» от 24.06.1999 №271-З, иных ТНПА в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мероприятия по предотвращению или снижению потенциальных неблагоприятных воздействий на земельные ресурсы и почвы должен включать комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Отвод земель должен быть принят в минимальных размерах.

Основными источниками образования отходов при строительстве объекта будут являться проведение подготовительных и строительных работ.

В соответствии с законодательством [23], система обращения с отходами должна строиться с учетом следующих базовых принципов: приоритетность использования отходов при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности; приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению.

Комплекс мероприятий по предотвращению (снижению) потенциальных неблагоприятных воздействий на растительный мир будет разработан в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь [22], в т.ч.: запрещение вырубки древесно-кустарниковой растительности и повреждения всех элементов растительных сообществ за границей площади, отведенной для возведения объекта; недопущение загрязнения территорий и организации мест для складирования строительных материалов, а также стоянок техники вне специально оборудованных площадок.

В проектной документации будут разработаны мероприятия по предотвращению возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их
обитания [24].

  1. Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий

При реализации планируемых решений потенциальный риск возникновения чрезвычайных и запроектных аварийных ситуаций характеризуется как низкий.

К возможным непрогнозируемым последствиям для состояния окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта могут относиться аварийные ситуации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Данный аспект преимущественно относится к мероприятиям по пожарной безопасности.

Мероприятия по эксплуатации объекта должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров в течение установленного срока его службы путем:

  • обеспечения сохранности объекта при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических и других факторов;
  • организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;
  • проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
  • своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения;
  • введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях, при проведении дорожных, аварийно-восстановительных работ.

Чрезвычайных ситуаций в отношении ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районе размещения объекта не прогнозируется.

  1. Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и (или) необходимости проведения послепроектного анализа

Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и обоснование необходимости (или отсутствие таковой) проведения послепроектного анализа будут приведены в отчете об ОВОС.

Существующая на территории Гомельской области система мониторинга окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, радиационной обстановки и т.д.) позволяет получать объективную информацию о качестве окружающей среды и характере ее изменений, в т.ч. связанных с техногенной нагрузкой при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.

На территории Гомельской области проводятся регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и основными источниками выбросов. Создана система наблюдения, прогноза и информирования населения о состоянии озонового слоя и уровнях приземного ультрафиолетового излучения. На территории области действует система оперативного прогнозирования уровней загрязнения атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Для оценки состояния водных экосистем Беларуси на основных реках и наиболее значимых озерах развернуты наблюдательные сети, плотность которых соответствует международным рекомендациям [4].

Существующая сеть и регламенты наблюдений радиационного мониторинга обеспечивают получение репрезентативной информации об уровнях радиационного фона. Проводится регулярная оценка уровня химического загрязнения земель (почв), расположенных на землях различных категорий.

Органами государственного санитарного надзора проводятся регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч. уровнем загрязнения атмосферного воздуха, радиационной обстановки, качеством и безопасностью питьевой воды; осуществляются лабораторные исследования факторов производственной среды.

  1. Оценка возможного трансграничного воздействия

Оценка возможного трансграничного воздействия возводимого объекта будет выполнена в рамках проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.

  1. Условия для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности с учетом возможных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и связанных с ними социально-экономических последствий, иных последствий планируемой деятельности для окружающей среды

Условия для проектирования объекта для обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности с учетом вероятных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов будут разработаны по результатам проведения ОВОС.

Условия для проектирования объекта разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности и включают полный объем всех экологических требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, в т.ч. в отношении:

  • соблюдения нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду;
  • соответствия техническим нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды;
  • решений по сохранению, восстановлению и (или) оздоровлению окружающей среды; снижению (предотвращению) вредного воздействия на окружающую среду;
  • решений по применению наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий; рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов, предотвращению аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
  • мероприятий по предотвращению и (или) компенсации вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания; предупреждению вредного воздействия на объекты растительного мира и (или) среду их произрастания, их сохранению и (или) осуществлению компенсационных мероприятий;
  • мероприятий по обращению с отходами и т.д.

 

 

Главный инженер проекта                                                               А.В.Чудновский

 

Главный специалист ОТЭЭО                                                           Е.Г.Роговая

 

Ведущий инженер-проектировщик ОТЭЭО                                  А.А.Звозников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. http://www.rad.org.by
  2. Охрана окружающей среды в Республике Беларусь. Статистический сборник 2021 / Ред. колл.: И.В.Медведева, Е.И.Кухаревич и др. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021 – 203 с.
  3. Информационно-аналитический бюллетень «Здоровье населения и окружающая среда Гомельской области: достижение Целей устойчивого развития» / Государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», г.Гомель, 2021. – 224 с.
  4. http://www.nsmos.by
  5. Нацыянальны атлас Беларусi / Камiтэт па зямельных рэсурсах, геадэзii i картаграфii пры Савеце Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь – Мн., 2002. – 292 с.
  6. http://www.gismap.by
  7. Махнач А.С., Гарецкий Р.Г., Матвеев А.В. и др. Геология Беларуси – Мн.: Институт геологических наук НАН Беларуси, 2001. – 815 с.
  8. http://www.bellesozaschita.by
  9. http://www.gomel.gov.by
  10. http://www.gomelgcge.by
  11. http://www.gki.gov.by
  12. http://gosspisok.gov.by
  13. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. – Мн.: БГУ, 2007. – 207 с.
  14. http://www.gomel.belstat.gov.by
  15. Гомельская область в цифрах. Статистический справочник, 2022 / Ред. колл.: В.В.Перников, С.М.Анохов и др. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Главное статистическое управление Гомельской области – Минск: 2022 – 78 с.
  16. Статистический ежегодник Гомельской области 2021 / Ред. колл.: В.В.Перников, С.М.Анохов и др. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Главное статистическое управление Гомельской области – Минск: 2021 – 432 с.
  17. Схема комплексной территориальной организации Гомельской области, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2016 №13.
  18. https://www.zhitkovichi.gov.by
  19. http://petrikov.gomel-region.by
  20. http://www.gomel-region.by
  21. Кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 №149-З «Водный кодекс Республики Беларусь».
  22. Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 №205-З «О растительном мире».
  23. Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 №271-З «Об обращении с отходами».
  24. Закон Республики Беларусь «О животном мире» №257-З от 10.07.2007.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.